Несмотря на колоссальный размер рынка (к 2020 году он должен достичь $8,5 трлн), цепочка поставок в продуктовом ретейле неизменна с конца 19 — начала 20 века. На пути товара к потребителю масса посредников, и на каждом этапе а производители теряют деньги. Блокчейн уменьшит их логистические издержки, повысит эффективность маркетинга, снизит цены и позволит больше зарабатывать.

В США путь товара от производителя до полки магазина в среднем составляет 1,5 тыс. миль (2,4 тыс. км) из-за неэффективных логистических цепей на рынке, который к 2020 году вырастет до $8,5 трлн (его опережает только автомобильный). Вот как блокчейн может сделать продуктовый ретейл эффективней.

Снизить логистические издержки

Сейчас товар многократно переходит из рук в руки: производитель, дистрибьютор, ретейлер — каждый раз надо учитывать его статус, производить сверки, подписывать накладные, уточнять местоположение и т.п. Это замедляет движение товара по цепочке и повышает затраты.

Блокчейн устраняет бесконечные сверки: информация заносится в единый реестр, доступный всем  участникам цепи, — так называемый shared ledger («общая книга учёта»). В него можно поместить данные об условиях хранения и сотрудниках, работавших с товаром, номера партий и другую важную информацию. В перспективе блокчейн позволит оставить в цепочке три звена — производителя, логистического оператора и потребителя.

Поскольку продуктовый ретейл — крайне низкомаржинальная индустрия (средняя рентабельность ретейлеров составляет 2-6%), экономия даже в 0,5% будет ощутима и для производителей, и для продавцов, и для покупателей.

Блокчейн в цепи поставок тестируют несколько производителей и ретейлеров во главе с Nestle и Wal-Mart. Совместно с IBM они работают над системой учета происхождения продуктов, чтобы отследить их путь от фермы до полки и сократить поиск производителя с нескольких дней до нескольких секунд — в случаях заражения и необходимости срочных мер. Подобный проект реализует и швейцарская компания Ambrosus — сейчас она проводит ICO для его финансирования.

 

Некоторые крупные международные производители, такие как Kellogg и Diageo, выходят напрямую на ретейлеров и конечных покупателей, чтобы снизить издержки и «забрать» маржу дистрибьюторов. Но у производителей нет своих сетей, да люди и не станут покупать продукцию одного только Procter&Gamble или Coca-Cola. Небольшим производителям скоропортящихся товаров — фермерских и органических продуктов — еще сложнее пробиться на рынок, на полки супермаркетов из-за долгих сроков поставок и требований ретейлеров к объемам закупаемой продукции.

 

Если объединить на одной площадке производителей, фулфилмент-операторов (они доставляют и хранят товары) и потребителей, при помощи смарт-контрактов можно контролировать, кто заказал товар, где он находится, оплачен ли. Благодаря децентрализованности единая витрина будет открыта для любых, в том числе небольших производителей.

Децентрализованная система обеспечит более прозрачную связь, в том числе обратную — производителей с потребителем, и тем самым изменит всю нынешнюю систему поставок. При push-системе, принятой сейчас, предложение рождает спрос: производители и ретейлеры выставляют товары на полки, потребитель выбирает и что-то покупает, при этом в цены уже «зашиты» расходы на возврат нераспроданных излишков. При pull-системе сначала формируется спрос на продукты и только затем их заказывают у производителя, доставляют на смарт-склады и конечным потребителям. По такой схеме уже давно работают так называемые клубы распродаж (flash-sales) наподобие Mamsy.ru в России и Vente-Privee.com во Франции. Внедрение блокчейна может распространить и усилить эту модель.

 

Согласно статистике, 24% себестоимости товара в сегменте фасованных товаров — расходы на маркетинг, из них около 70%уходит на так называемый трейд-канал (по сути, скидки для дистрибьюторов и ретейлеров). При этом нет прямой связи между производителями и покупателями: контакт с брендом происходит через полку в магазине и телерекламу, поэтому провести таргетированную или персонализированную рекламную кампанию невозможно. А большинство существующих маркетинговых механик — например призы за определенное количество крышек Coca-Cola — не позволяют определить, вознаграждается ли действительно фанат бренда или случайный покупатель.

 

Общаясь с многими производителями, мы поняли, что они хотят делать маркетинг более персонализированным — это возможно через  смарт-контракты. Производитель формулирует условия лояльности: купить через торговую платформу определенное количество литров Coca-Cola в месяц и не покупать там товары конкурентов. Выполняя эти условия, потребитель получит бонус в виде токена платформы, который можно продать на бирже или использовать для покупки других товаров. Комиссия платформы за прямой контакт с потребителем обойдется производителю гораздо дешевле, чем реклама, акции с крышками и т.д.

От применения технологии блокчейна выигрывают все: производитель снижает издержки, а потребитель получает товары по более низкой цене.

 

Если вам интересен такой формат переводных статей — поделитесь с соцсетях, а я продолжу этот формат))

Кстати, вот мой бот-помощник в Телеграм, который найдет любую информацию на этом сайте по вашему запросу.

Больше статей и информации в моем Telegram канале: Business LIVE

P.S. Будем дружить!

Добавляйтесь и напишите мне в: 

FacebookInstagramYouTubeTelegramTwitterLinkedIn

С уважением и улыбкой, Александр Ратинский. 

Живите Осмысленно 🙂

Комментарии

комментарии